Акселерометры контроля вибрации лобовой части обмотки EVAII
Контроль вибрации лобовой части обмотки статора генератора и электродвигателя
Описание и технические характеристики:
Типовой комплект EVAII состоит из 6 двухосевых (или одноосевых) акселерометров и 1 дополнительного одноосевого акселерометра (в качестве опции) и соответствующих принадлежностей. Данный комплект разработан для контроля ОДНОГО ТОРЦА генератора (либо соединительного, либо турбинного) или электродвигателя (либо с приводной, либо с неприводной стороны), а также в качестве опции предусмотрен контрольный одноосевой датчик на сердечнике статора.
В зависимости от размера установки и серьезности вибрации, для полного мониторинга ОБОИХ ТОРЦОВ машины с охватом лобовых частей обмотки, связанных компонентов и дополнительного контроля одноосевым датчиком на сердечнике статора может потребоваться комплект EVAII, состоящий из 12 двухосевых (или одноосевых) акселерометров и 1 одноосевого акселерометра (в качестве опции) и соответствующих принадлежностей.
Рисунок 1. Двухосевой (слева) и одноосевой (справа) акселерометры для контроля вибрации лобовой части обмотки
Основные технические параметры:
Наименование характеристики |
Значение |
Напряжение питания постоянного тока, В |
12±3 |
Потребляемый ток, мА |
110 |
Условия эксплуатации: температура окружающей среды, ºС: - оптоэлектронный преобразователь EOD 100 - датчики EVAII-S, EVAII-D |
от -20 до +60 от -50 до +200 |
Габаритные размеры, мм, не более: - оптоэлектронный преобразователь EOD 100 - датчик EVAII-S - датчик EVAII-D |
35×120×101 9×10×30 14×10×34 |
Масса, г, не более - оптоэлектронный преобразователь EOD 100 - датчик EVAII-S - датчик EVAII-D |
220 10 18 |
Минимальный срок службы, лет |
10 |
Применение:
Лобовые части обмотки электродвигателей и генераторов, участок катушек за пределами сердечника статора, могут вибрировать во время эксплуатации. Такая вибрация может приводить к истиранию высоковольтной изоляции на катушках, к образованию трещин на изоляции катушек за пределами паза статора, а также, в серьезных случаях, вызывать усталостные трещины медных проводников, что ведет к возникновению высоких токов дугового замыкания. Любые подобные проблемы могут вызывать короткое замыкание на землю обмотки статора. Вибрация может возникать в связи с двойными магнитными силами частоты переменного тока в лобовой части обмотки (100/120 Гц), а также в связи с вибрацией с частотой вращения, передаваемой на лобовую часть обмотки (50/60 Гц для 2-полюсных машин, 25/30 Гц для 4-полюсных машин и т.п.). Опорная система лобовой части обмотки может вибрировать, если она была ненадлежащим образом разработана или некачественно произведена. Опорная система лобовой части обмотки также может ослабевать из-за старения изоляции и (или) после короткого замыкания с высоким током либо нарушений нормальной работы системы. Процесс отказа может быть ускорен при наличии частоты механического резонанса лобовой части обмотки, близкой к базисным и гармоническим частотам сети переменного тока.
Цель контроля вибрации лобовой части обмотки – непосредственное измерение вибрации лобовой части обмотки статора во время нормального функционирования, с тем чтобы зарождающаяся вибрация могла быть обнаружена на ранней стадии, задолго до отказа.
Система контроля состоит из трех компонентов: неметаллические акселерометры, устанавливаемые в критических точках лобовой части обмотки, неметаллический оптоволоконный кабель, соединяющий акселерометры с выходом за пределами корпуса, и оптоэлектронный преобразователь, преобразующий оптический сигнал в сигнал напряжения, пропорциональный ускорению. Акселерометры и оптоволоконный кабель должны быть неметаллическими, чтобы не вызывать искрения или частичных разрядов в лобовой части обмотки.
Акселерометры оптические EVAII производства IRIS Power разработаны специально для обнаружения во время эксплуатации реакции на частоту вибрации в лобовой части обмотки в широком диапазоне, чтобы контролировать не только базисные частоты возбуждения (дважды превышающие частоту переменного тока и частоту вращения), но также и любые развивающиеся гармонические частоты.
Они имеют низкий уровень шумов, которые не препятствуют точному мониторингу вибрации лобовой части обмотки, и прошли обширные испытания в условиях ускоренного старения для обеспечения длительного срока службы при использовании для электродвигателей и генераторов - подтверждено 10 лет непрерывной эксплуатации в реальных условиях. Будучи неметаллическими, они не оказывают отрицательного влияния на высоковольтную функциональность обмотки статора.
Датчик, удлинительный кабель с преобразователем «оптика-медь» являются легко разъемной конструкцией, с поэлементной заменой без дополнительной калибровки.
Нет требуют демонтажа при проведении высоковольтных испытаний.
Акселерометры EVAII успешно прошли испытания в целях утверждения типа средств измерений в ФГУП «ВНИИМС».
Документы
ВНИИМС_Заключение об испытания с целью утверждения типа СИ (pdf, 932.53 Kb)